ГлавнаяСоветы родителямМетоды семейного воспитания

Методы семейного воспитания


Еньшина Татьяна Николаевна - пихолог



Метод воспитания- это способ воздействия на сознание, чувства ребенка с целью формирования убеждений, волевых свойств личности, опыта нравственного поведения.Выбор методов воспитания определяется целями, которые ставят перед собой родители. Например, если хотят добиться послушания ребенка, то все воспитательные воздействия сводятся к одному: меньше рассуждай, а выполняй то, что требуют взрослые. Если  в ребенке видят и формируют личность, то учат его видеть и поступать самостоятельно, проявлять инициативу, организованность и т. д.Характеризуя методы воздействия на сознание, следует прежде всего выделить  метод утверждения, разъяснения, требования, внушения. Наиболее распространенным методом в семейном воспитании является требование. Оно может быть прямым ( « сделай», « сходи», « убери») и косвенным ( совет, просьба, пожелание). Требования нужно варьировать. В подростковом  возрасте иногда лучше применять просьбу, пожелание с правом выбора ( « я бы поступил так, а ты сам решай»). Родителям нужно помнить, что требование – распоряжение срабатывает при учете ряда условий, а именно:- должен быть спокойный, уравновешенный тон,- распоряжение  должно быть коротким, не должно вызывать сомнений  в его правильности и неизбежности,- к таким распоряжениям детей приучают с 1-2 лет,- распоряжение должно отдаваться доброжелательно,- нельзя проявлять педантизм, особенно в подростковом и старшем школьном возрасте. Нужно считаться с просьбами и делами детей. Уступать , но не отменять « Хорошо, не можешь сегодня –сделай завтра»Убеждение – главный, но не универсальный  метод. Поэтому младшим школьникам лучше разъяснять нормы морали исходя из необходимости разъяснения  того, почему одно хорошо, а другое плохо, здесь велика роль наглядности.Внушение  оказывается действительным, если дети вообще легко внушаемы, а также если находятся в состоянии растерянности., психологической депрессии. Когда у ребенка неприятности – не нужно его ругать, лучше действовать внушением. При этом важное значение имеет авторитет родителей. Ребенок, учитывая  их знания, опыт, благородство, честность порядочность доверяет им.В семейном воспитании велика роль примера родителей во всех аспектах жизни детей, особенно в воспитании культуры чувств: сопереживание, сочувствие, сострадание.Рассматривая методы формирования опыта нравственного воспитания , нужно подчеркнуть, что главным показателем воспитанности являются поступки детей. Приобретение опыта нравственного поведения начинается с приучения к послушанию, порядку , организованности. Можно использовать  систематические поручения: наличие обязанностей, ответственности перед другими членами семьи, т. е. упражнения в хороших делах. Можно применить метод естественных последствий « Насорил –убери», « Поломал – почини». Игра « Режим дня» - также важный метод воспитания.Раскрывая методы стимулирования поведения ; следует подчеркнуть , что большинство родителей подсознательно воспитывать своих детей  по своему образу и подобию, нередко так, как их самих воспитывали. « меня бил отец, и  я благославляю его руку , потому что благодаря этому стал человеком», - говорят родители. А ведь главным источником недостатков в личности ребенка  являются унижение и побои.Родителям хочется сразу видеть результат воспитательного влияния запугать, усмирить, сделать больно. Наказание выполняет роль возмездия.Желание родителей любой ценой сломить упрямство детей напоминает пружину, сжимаемую до предела, которая затем или разжимается и бьет, или ломается. У ребенка утрачиваются очень ценные качества – вера в себя, самостоятельность и многое другое.Наказание должны соответствовать проступку и быть направлены на разрушение опыта отрицательного поведения, тормозить развитие отрицательных качеств.Используя метод поощрения , важно не допустить захваливания, задаривания. Излишние материальные блага растят потребителя, иждивенца. Лучшее поощрение – похвала, одобрение, наслаждение от совместного труда, удовлетворение от добрых дел.Подъитожим.Классификация методов:
1. Методы формирования сознания личности, взглядов, убеждений, идеалов. К ним относятся: убеждение, пример, рассказ, беседа, разъяснение.
2. Методы организации деятельности, общения, опята  общественного поведения (требование, приучение, подражание, создание воспитывающих ситуаций, игра, режим.
3. Методы  стимулирования и мотивация деятельности и поведения ребенка ( поощрение  и наказание)
4. Антистимул – физические меры воздействия: оскорбление, месть, унижение человеческого достоинства.
5. Методы контроля, самоконтроля, самоанализа деятельности поведения. Методы  родительского побуждения.
В эту группу входят:1. методы увлечения радостной перспективой доброго дела, творческого поиска, увлечение героическим, красивым и прекрасным, необычным, таинственным и веселым.2. методы родительского поощрения:  одобрение словом, мимикой, междометием, жестом, взглядом, рассуждениями.3. методы доверия к  ребенку: родительское внушение, обращение за помощью. Методы родительского убежденияВ  эту группу входят методы убеждения на собственном опыте, короткое разъяснение, беседа – размышление, обсуждение собственного опята  и опыта других с извлечением уроков на будущее. Методы родительского приученияВ  эту группу входят: оптимальный режим и микроклимат в семье, поручения, семейные традиции. После раскрытия перечисленных выше трех групп методов семейного воспитания особо, выделяется роль личного примера родителей. Этот метод является комплексным, он может быть отнесен к каждой их трех групп методов. Дети, как известно, отличаются друг от друга не только по возрасту, темпераменту, уровню знаний и жизненному опыту, степени воспитанности, по особенности восприятия окружающего мира, но один и тот же ребенок постоянно изменяется. Замечая или нет  этих перемен, родители, нередко не затрудняют себя выбором метода или приемом воспитания, тогда как,  требуется родительская мудрость, огромное терпение, умение в каждом конкретном случае, в каждой ситуации исходить из того что именно в данный момент важно для ребенка, осознанно им, а значит приведет к положительным результатам в будущем.