Памятка для родителей
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Еньшина Татьяна Николаевна - психолог
Когда начинать готовить ребенка к школе?
Как лучше это делать? Чему и как учить? Принято считать, что дошкольника не
учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только
школьника. А ребенок 5-6 лет новые сведения о мире и людях получает через
игровую деятельность. Единого для развития всех детей рецепта нет, да и быть не
может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать
и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно
работать. Одно ясно, готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите
ребенка сейчас, а главное, чему он научится сам, поможет ему быть успешным в
школе. Для вас, заботливые родители, мы создали эту памятку, чтобы вы смогли
воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От
того, как пройдет первый учебный год, зависит многое в последующем обучении
вашего ребенка.
На этапе подготовки:
избегайте чрезмерных требований к ребенку;
предоставляйте право на ошибку;
не думайте за ребёнка;
не перегружайте ребёнка;
не пропустите первые трудности и обратитесь к узким специалистам (логопед,
психолог, физиолог, дефектолог, педиатр);
устраивайте ребенку маленькие праздники.
Как родители могут помочь ребенку избежать некоторых
трудностей:
1) Организуйте распорядок дня:стабильный режим дня;сбалансированное питание; полноценный
сон; прогулки на воздухе.
2) Формируйте у ребенка умения общаться:обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать
в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать,
сотрудничать.
3) Уделите особое внимание развитию произвольности:учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями,
поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия
по образцу.
4) Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием
ребенка: во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания
на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер,
тучи, буря, рассвет, закат);выучите названия времен года. Тренируйте умения
определять время года на улице и картинках;используя лото и книги, учите с ребенком названия
животных, растений, предметов быта, школьных принадлежностей, определяйте их
особенности и назначение, развивайте связную речь детей. Учите пересказывать
сказки, содержания мультфильмов, детских кинофильмов; составляйте рассказы по картинкам;следите за правильным произношением и дикцией детей.
Проговаривайте скороговорки;можно заниматься с ребенком звуковым анализом
простых слов (дом, лес, шар, суп). Научите находить слова имеющие, например,
звук «л», знакомьте ребенка с буквами и их печатным
изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву;научите ребенка различать и правильно называть основные
геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и
различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету; научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать
количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением
цифр (не надо учить их писать, только знать); научите определять положение предметов на плоскости,
знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значения:
впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед. Внимание! Ребенок 5-6 лет не может работать долго,
10-15 минут - временной предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Поэтому
все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут.
5)Тренируйте руку ребенка:развитию мелкой моторики руки ребенка
помогут рисование, штриховка, раскрашивание небольших
поверхностей, нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы
предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими
предметами (мозаика). Внимание! При выполнении любых письменных заданий
следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой школьника!
Рука не должна быть сильно напряжена, а пальцы - чуть расслаблены. - копируйте фигуры. Это задание способствует
развитию координации, умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на
плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные соблюдать соотношение
штрихов и положения фигур между собой.Внимание! При выполнении графических задании важны
не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых
простых упражнений.Продолжительность работы - 3-5 минут, затем отдых,
переключение и. если не надоело, еще 3-5 минут работы. Не переходите к
следующим заданиям, если не освоено предыдущее, линии должны быть четкими,
ровными, уверенными.