ГлавнаяМетодическая копилкаУрок изобразительного искусства. Архитектурное искусство.

Урок изобразительного искусства. Архитектурное искусство.


Архитектурное искусство. (Обобщающий урок по теме
«Искусство и культура народов разных стран»).

 Учитель: Синикова Екатерина Николаевна

Цель: образователъная - обобщить полученные на предыдущих уроках знания по архитектуре. Показать возможности использования различных техник в одной работе;

воспитателъная - воспитывать культуру труда и умение работать в группе, внимательность, уважительное отношение к культуре народов других стран;

развивающая - развивать умение анализировать, работать самостоятельно по инструкционной карте, оценивать свои силы, распределять обязанности в группе.

 

Оборудование:Для детей: альбомный лист, краски, кисти, баночка для воды, цветная бумага черного цвета, ножницы, клей ПВА.

Для    учителя:    текст    определения    аритектуры    для    доски, изображение сказочных героев Аладина и его друзей, образец подобной работы, которую будут выполнять дети,  фотографии архитектуры Древней Руси,  Древней Японии, замков Западной Европы, Древней Греции, Древнего Востока, глобус или карта полушарий, флажки-иголки. Ход урока.

1.         Организационный этап.

Приветствие, проверка готовности к уроку. До урока дети делятся на группы. Работа на уроке идет в группах.

2.        Повторение изученного ранее материала.

Перечислите, с культурой и искусством каких стран мы знакомились с вами на предыдущих уроках? В каких видах искусства особенно ярко проявляется самобытность народа какой--либо страны? Что такое архитектура? От чего зависит особенности архитектуры? Почему? На доске вывешивается определение архитектуры.

Архитектура - это строительное искусство, умение проектировать и создаватъ города, общественные здания, жилые дома, беседки, фонтаны, лестницы для парков и скверов по законам красоты.

Архитектура - это не только строительство зданий и сооружений. Это искусство правильной организации пространственной среды для жизни и деятельности человека.

 

3.         Инструктаж для выполнения практической работы.

Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие со сказочными героями и посмотреть на архитектурные постройки разных стран. Времени у нас немного, поэтому необходимо выбрать транспорт, который поможет нам соверщить путешествие быстро, и с него мы бы смогли все увидеть. Что это за сказочный транспорт? Конечно, совер-самолет! А в помощь мы позовем с собой Аладина и его друзей. Давайте подумаем, куда мы можем пригласить наших сказочных гостей и о каких известных нам странах рассказать?

Мы отправимся в путешествие на закате, когда очень хорошо видны  силуэты зданий.  Первое,  что увидели  наши  герои-это прекрасный остров в океане в лучах уходящего солнца. Демонстрация подобной работы.

(Работа пршагается к конспекту данного урока) — 


Рассмотрите. Каким способом выполнена эта работа? В каких техниках? Какие краски используются, для передачи вечернего неба? Каким цветом изображен силуэт острова? Почему? Для выполнения работы вам в группе нужно распределить обязанности: выбрать художника-пейзажиста, который сделает подмалевок, художников-аппликаторов, которые будут вырезать силуэты зданий, художника-постановщика, который будет монтировать всю работу, и экскурсовода по вашим достопримечательностям. Вы можете использовать во время «экскурсии» тот дополнительный материал, который готовили к прошлым урокам.

4.         Практическая работа в группах.

Для выполнения работы детям дополнительно предлагаются черно-белые  инструкционные  карты по  архитектуре разных  стран  с вариантами композиций.

(Карты-инструкции прилагаются к конспекту данного урока.)

5. Выставка работ.

Готовые  работы  группы  выставляют  к  доске.   Рядом  учитель выставляет фотографии архитектурных памятников в соответствии с темой работы, выполненной детьми.

 (Работы пршагаются к конспекту данного урока).

6.       Защита работ выполненых в группах.

Каждая группа выставляет своего эксісурсавода, который должен рассказать об особенностях архитектуры представленной страны, и причин, которые обусловили эти особенности. Учитель во время экскурсии отмечает флажками-иголками страны, которые представляют группы.

7.       Итог урока.

Мы с вами вспомнили страны, культуру которых изучали на прошлых уроках. И увидели, что культура многих стран не похожа друг на друга и по своему прекрасна. Вы заметили в своих рассказах, что архитектура зависит от природных условий, ландшафта, где расположена страна, мировосприятия народа этой страны. Знакомство с культурами разных стран вы продолжите в следующих классах и на других предметах - истории, географии, литературе.

Приложение.

Япония.


Япония - удивительная страна. Она раскинулась на небольших островах: Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю. Там скудная растительность и каменистая почва. По утрам влажный туман с океана окутывает землю, и чтобы жилища японцев не наполнялось сыростью, они придумали интересные постройки. Землятрясения и цунами тоже наложили отпечаток на архитектуру.

Жилище  должно  было  быть  легким,  быстро  просыхающим  и удобным, поэтому строили японцы свои жилища из лёгкого тонкого дерева и бумаги, натянутой на рамы, а пол приподнимали на неболыних столбиках - сваях. Утренний ветер легко проходил под домом и проветривал его, дерево не гнило и не портилось. Пол в доме застилали циновками из камыша или тростника.

Особенной была и крыша дома - она была либо 2-х скатной, либо 4-х   скатной   и   края   её   заворачивались   кверху.    Это   давало возможность при слабом дожде воде оставаться на крыше, а при сильном струи воды при скатывании отлетали далеко от дома, поэтому вокруг не было грязи.

Строились и храмы - пагоды. Японцы старались при строительстве не разрушать, а сосуществовать с природой. Японские пагоды строились часто вокруг самого высокого дерева (чаще кипариса), оно оставалось внутрихрама и как бы служилоостовом и препятствовало его разрушению во время стихийных бедствий: землетрясений и цунами.

  

Западная Европа.


В средние века государственное устройство стран Западной Европы было примерно одинаковым. Страной правил король или император, который владел всей землей.

Замки знати были не очень удобными жилищами. В них было сыро, холодно, гуляли сквозняки. Первые замки не имели стекол в окнах и водопровода. Помещения освещались факелами из веток дерева или пучков тростника, отапливались каминами. Короли и знать строили себе замки для защиты от врагов.

Замок   ограждался   крепостной   стеной; перед   которой   часто располагался ров с водой. Вдоль крепостных стен находились и сторожевые башни с узкими стрельчатыми окнами.

Замок   обычно   строили   на   высокой   скале,   на   острове   или полуострове, окруженном с трех сторон водой. Но не думайте, что строителей замка привлекала красота окружающего пространства. Они думали,  прежде всего,  о неприступности замка. Поэтому вокруг   крепости   выкашивалась   высокая   трава,   уничтожались кустарники  и деревья,  чтобы  никто  не  мог  подойти  к нему незаметным.

Вода, окружающая замок, была не живописным дополнением к постройке, а ещё одним препятствием для наступающих. Через ров можно   было   пройти   только   по   подъёмному   мосту,   который опускался  с  помощью  специальных  механизмов,   а  в  нужный момент быстро поднимался. Крепостные   стены   замка  выстроены   в   виде   многоугольника, «колющие» вершины которого увенчаны башнями и направлены во все стороны. Башни значительно возвышались над стенами, чтобы с высоты можно было прицельно отстреливать взобравшегося на стенку противника. Расстояние между башнями при строительстве измерялись не мерами длины, а полетом стрелы.

Стена по периметру делалась очень широкой, чтобы по ней можно было свободно передвигаться с боеприпасами. Зубцы башеных стен, казавшихся снизу изящной архитектурной отделкой, чем-то вроде каменной бахромы, на самом деле играли роль каменных щитов для защиты крепости.

Такие  замки   сохранились   на  территории   современных   стран: Германии, Франции, Австрии, Италии, Испании, Венгрии,  Польши идр.

 

Древняя Русь.


На Руси издревне велось строительство из дерева. Возводились избушки, избы, амбары, терема, хоромы и т.д. из этих деревянных построек вырастали деревни и города.

Главным бедствием, от которого страдали деревянные постройки, были пожары, поэтому в городе часто строилась колонча - высокое пожарное здание, с которого велось постоянное наблюдение, но и это не спасало от грозного огня - красного петуха, как говорили в народе. Народная архитектура славян с древнейших времен была деревянной. Большинство построек возводилось из срубов - бревен, уложенных в 4-х угольные венцы. Из срубов состояли и простые избы и многоэтажные терема. Срубы закладывались и в основание крепостых валов.

Украшались постройки удивительной по красоте деревянной резьбой: причелины, наличники, ставни. Главным же украшением избы считались бревно - охлупень с вырезанным животным, служившим и оберегом дома (медведем, конём, петухом и т.д.) и особая деревянная доска, спускавшаяся по фронтону крыши -полотенце.

Имена древнерусских архитекторов - зодчих остались в основном неизвестными, но их постройки до сих пор радуют глаз своим неповторимым колоритом и смелостью архитектурной мысли - примером этого служат храмы Кижи, Новгорода, Ярославля и других городов России.

Древний Восток.


Древняя Греция.


Карты-инструкции